1 Зимний Мармарош 2010 | LiveCrimea.com

Дата: 07.02.2010-12.02.2010
Участники: Леша, Галя, Саша, Антон, Лена
Нитка маршрута: с. Дилове- г. Поп-Иван- с. Богдан

По Мармарошскому хребту проходит граница Украины с Румынией, поэтому он является погранзоной и требует обязательного оформления погранпропуска, что, впрочем, не является какой-то проблемой. Хребтом Мармарош назвать сложно, он овсем не похож на ровный безлесый черногорский, а состоит из множества вершин, перемычек, составляющим единую горную цепь. С северной стороны хребта проходит грунтовая дорога, практически по всей длине траверсируя его, ниже вершин на 100 м.

Ковалев Алексей

Снаряжение

Юрасова Галина
аптекарь

В этом году мы должны были пройти маленький кусочек хребта от С. Делового (г. Желтая) до г. Стог. Это всего 40 км, как оказалось, это не «всего 40», а «не фига себе 40», из которых мы все равно 12 не прошли. Сам же хребет продолжается дальше, на 80 км, сворачивает к югу и уходит в Румынию, там превращается в горы повыше. Но это летом. Зимой и маленького участка нам хватило с головой.

Немного про добирание

Как всегда стандартным самым быстрым путем. Симферополь-Львов, через час на поезд Львов-Рахов, на которые, к нашему удивлению, не осталось ни общих ни плацкартных билетов, и мы взяли почти последние 5 купейных аж по 54 грн!!
Зато в купе мы ехали с девушками, работающими на фабрике Proctol&Gambel в Орджоникидзе Запорожской области. Они нам много чего рассказали про производство мыла, порошком и моющих средств. Практически секретная информация. Все едут кататься на лыжах, а мы почти на лыжах и почти кататься.
В Рахове мы в 12 ночи. Берем 2 машины и доезжаем до с. Дилове в 15 км от Рахова. Один из водителей останавливался по пути и со всеми здоровался – его тут все знают. Потом пограничники сказали что это главный контрабандист.

Переночевали мы где-то на подъеме на г. Желтую, наверное у кого-то в огороде, в последних домах по склону. Утром же втроем спустились в село, чтобы посетить погранзаставу и официально там зарегистрироваться. Пограничники предупредили нас, если мы увидим в лесу людей с черными пакетами, чтобы сразу звонили им, а сами никаких действий не предпринимали. Это злобные контрабандисты с сигаретами. Позже, утопая и застревая в снегу, мы все ждали- а вдруг в сугробе притаился человек с черным пакетом, может они себе под снегом ходов нарыли в Румынию, ибо передвигаться по верху нереально.
Решив все формальности, отвязавшись от вопросов «как, вы не пошли на выборы?» мы забрали остаток группы и продолжили подъем на гору. Первые 2 часа ходьбы с горечью думали, что зря вообще взяли с собой снегоступы, снега мало, на улице тепло, -1. Потом со смехом вспоминали наши наивные мысли.

в с. Дилове

вид с места нашей ночевки

вид с г. Желтая

спуск с Желтой

снега тут еще немного

Возле столбика 333

препятствия

вид с г. Менчул

на преодоление этого бревна у каждого ушло по 5 минут

Снега постепенно становилось все больше и больше. Мы пытались идти ровно по границе- по столбикам, а это постоянные подъемы и спуски по каким-то буреломам. Взобрались на г. Менчул, спуск показался сложнее чем подъем- сплошной траверс, поваленные деревья, нога постоянно на склоне в выгнутом положении. Хуже всего -когда падаешь, закапываешься в снег и самостоятельно встать практически невозможно, а если и получается, то на это уходит куча сил. Антон сильно отстает. У него неудачное крепление снегоступов и они с него слетают, плюс он просто сильно утомился от резкой нагрузки. Бывает такое. Вообщем, по хребту мы идти запарились, скатились через лес и елки на траверсную дорогу и продолжили путь по ней. А тем временем-то стемнело! А мы не прошли и половины запланировано пути за день. Ничего себе скорость. Леша говорит, что через 2 км будут домики и это хороший стимул дотянуть еще немного. Но для нас 2 км это 2 часа пути, а то и больше. Первому хуже всего. Под конец дня нет сил, ноги не поднимаются, считаешь 100-200 шагов и пускаешь вперед следующего. Осталось 1200 м, а мы уже не можем идти. 900 метров и решаем становиться прямо тут, на дороге. Фух, приехали. А еще надо выкопать яму под палатку 2х3 глубиной 70 см. И приготовить еду. Из-за того что мороза почти нет, снег на одежде тает от тепла тела и все мокрое –штаны, даже ботинки как то умудряются пропотеть через бахилы. А веревочки от снегоступов втаиваются в бахилы и снять их целая проблема. Минут по 15 с Ленкой стряхивали их с себя. У нас с ней одинаковые снегоступы.

Жить впятером в палатке и готовить там, мягко говоря неудобно. Хорошо, тамбур большой, там ставятся 2 горелки, 1 человек сидит на улице и наполняет котлы снегом по мере его протопления. Как натопилось достаточно воды- можно залазить во внутрь и греться. За ночь на тенте скапливается очень много конденсата, спальники влажные, но вроде сверху не капает. Молнии в замерзшем конденсате почти не работают (может вернуться в входам на затяжках?). Чтобы сходить в туалет- надо одевать снегоступы, снега очень много.

походная кухня

первая ночевка на дороге

На следующий день пройдя 900 метров, никаких домиков естественно не обнаружили, но зато сегодня хоть немного меньше топать. Все однообразно. Идешь первым – утопаешь в снегу, он засасывает как трясина, не давая вынуть ногу. Вроде не глубоко- всего по колено в снегоступе, но снег как раз такой плотности, что проваливается постепенно и постоянно под твоим весом. Это из- за того что не было сильных морозов, он немного стаялся и стал таким противным. Любая маленькая горка вверх-замедление скорости в 2 раза. 100 метров в пол-часа. Вниз- тоже плохо. По прямой просто тяжело. Если впереди идет Леша – он тяжелый и сильно проваливается, так, что мне его следы по бедро. Слишком высоко поднимать ноги по чужим следам очень утомительно. Если идет Саша – он почти не проваливается. И мы после него еще углубляемся на 30 см. получается что вторые совсем не отдыхают. А если Леша идет последним – он после нас 4-ых проваливается еще на 20-30. И ему в любом случае тяжко. Антон первым идти не может, у него слетают снегоступы. Получается, что 70% времени тропим мы с Ленкой. Прямо какое-то бесконечное снегопахание. Из приятного только то что тепло, очень тихо. Можно идти без шапок и перчаток. Хотя из за этого намокаешь от таяния снега. Тоже мне –февраль в Карпатах! Аномально тепло.

троплю на подъеме в горку

здесь должны были быть домики

в тумане

сошедшая лавина замела дорогу. Идем просто по снежному склону

перекус

мутное солнце

спуск на полонину

Антон с каждым днем совершенствовал свои снегоступы – довязывал к ним ленточки, тесемочки, и постепенно они у него перестали спадать. Поэтому иногда он тоже шел первым.
Хорошо, что на перекусах можно было спокойно посидеть, поесть, попить чая и при этом не замерзнуть.
Второй день у нас получился легким. Встали на ночевку в 5 часов, еще засветло. Спустились на полонину, по карте там нарисованы домики. Но таковых и в помине не оказалось, или они все под снегом? Но мы хорошо расположились с еловом лесу, поваленное бревно служило нам периметром, мы с Ленкой напили отличных долгогорящих дров, так что сегодня у нас пионерский костер. В итоге за 2 дня мы прошли расстояние, которое должны были пройти в первый день

подъем с полонины обратно на дорогу

заначка

так закопаешься - не скоро вылезешь :) Подъем на седловину

на крутом склоне, боремся с большим снегом

на седловине

Третий ударный. Уром мы поднялись обратно на дорогу с нашей полонинки, но уже легче - по собственным следам. Леша нашел нычку – макароны, кетчуп, халву в шоколаде, специи, и всякие ненужности типа подс. масла, соли. Никто и не удивился. Леша всегда и везде находит еду и прочие предметы. Даже под метровым слоем снега. Кое что взяли с собой. Нам нужно подняться на перемычку между г. Прелука и г. Полонинка. Это 200 м набора в лоб по снежному склону. Чем выше, тем круче склон, видимости никакой нет, Саша идет первым. Очень медленно, я все думала почему так медленно, пока не пошла сама. Уклон склона такой, что можно немного наклонив голову поцеловать снег. Соответственно снега тебе выше пояса, ногу задрать на такую высоту физически не получается, приходится в плотном снегу рубить ступеньки, чтобы он осыпался, образовывая траншею. Я иногда падала плашмя и пыталась плыть по нему, опираясь коленями и работая руками как при вольном стиле. Вверху нас ждали маленькие метровые козырьки. И вот мы на перемычке. Сплошной туман, я и Саша одеваем желтые очки, чтобы немного повысить контрастность. Преодолели подъем на г. Полонинка, спуск, оттуда начался плавный подъем на Поп-Иван (Мармарошский). Как и ожидалось, на хребте наст, так что идти приятно. Жаль, что не видно ничего. Мы с Леной впереди, ребята почему-то отстают. Тут на несколько секунд облака улетели и мы увидели перед собой синее небо и столбик на вершине. Совсем немного осталось. На самом деле это был не вершинный столбик а пограничный, и от него до самой вершины без набора высоты надо было пройти еще метров 300. И как же нам повезло – наверху облака расступились, мы попали в окно. Боже, как же красиво! Это того стоило- взобраться так высоко чтобы быть над облаками. Ощущение, что летишь в самолете. Внизу блестящее море облаков, вверху синее-синее небо. Слева гигантские снежные козырьки, уходящие в скальные обрывы на украинскую сторону, справа-крутой настовый склон, обрывающийся в никуда. Идти достаточно стремно, траверс по крутому склону- влево нельзя, там козырьки, а если подскользнуться, то очень быстро долетишь до Румынии, пока какая-нибудь елка не остановит. Погода радовала нас 10 минут, но это были самые красивые 10 минут похода.
Когда подошли к вершинному знаку- опять все затянуло, стало как обычно. А с Поп-Ивана должны открываться прекрасные виды. С одной стороны мы видим Черногорский хребет, Свидовец и Близницу, с другой - Румынские высокие горы. Спуск состоит из множества спуском и подъемов. Один из подъемов оказался долгим и очень крутым настовым, что идти приходилось вгрызаясь в наст зубьями кошек. Страшновато, вдобавок совершенно не видно –когда же это кончится, но в этом году у нас был ЖПС, он говорил, что идем верно. Из-за плохой видимости случайно свернули на другой отрог хребта, и, не зная того, какое –то время бродили по Румынии. Потом опомнились, и стали спускаться в нашу, родную сторону по лавиноопасному склону. Лавина сойти не должна была, тк снег старый, слежавшийся, но снизу мы увидели 15-тиметровую плиту, съехавшую чуть в стороне от нашего спуска.

no comment

Вершина Поп-Иван 1936 м

перед спуском с хребта открылось окно

ремонт снегоступов

Спустились, и началось опять бесконечно-утомительное топтание снега. Шли, шли, опять до какого-то мифического домика на ЖПСе, которого мы не нашли, хотя по прибору он показывался в 20-ти метрах. Потом до такого же мифического погранстолбика, до которого оставалось 90 метров, А уже давным-давно стемнело. На след день обнаружили, что шли мы по параллельной дороге, не обозначенной в ЖПС. Плюнув на все миражи, поднимаемся с дороги в лес (еле поднялись, целое дело заползти на 3-х метровый обрывчик) и разбиваем лагерь. Мы с Ленкой ломать-пилить дрова, Леша с Антоном копают яму, Саша пошел на разведку к мифическому домику. Ударил мороз аж –12, я мокрая замерзла, руки не двигаются, не смотря на все наши попытки никак не можем разжечь костер, не хватает сноровки. И плексиком, и клеем и бумагой- маленькие угольки проваливаются сквозь лапник и тухнут. Плюнув на это дело, забираюсь в палатку-все, никакого ужина, только греться и спать. Спасибо Антону, который натаскал снега в котлы и Ленке, которая все-таки сварила кашку Артек для наших мальчиков. У меня есть желания уже не было.

раньше по этим столбиком проходила проволока под напряжением

Ночью свет от звезд на небе аж резал глаза – их так много, таких ярких на черном-черном бархатном небе. Неудивительно, что наутро светило солнце. Вернее когда мы встали, солнце еще не светило, а занимался красно-синий рассвет. Выдался чудесный солнечный день, вот такие карпаты я люблю, снежно-сказочные, когда снег блестит, и видно далеко вокруг. Правда, идти от этого не легче. Все так же проваливаешься. А иногда, где снег, видимо, больше слежался, несколько шагов можно не проваливаться, и это ощущение похоже на хождение по воде и кажется чудом. Идешь осторожно-осторожно, чувствуешь себя человеком, но через пару шагов опять оказываешься по колено в снегу. Сегодня должны были выйти на полонину Мезопотоки, но днем обнаружили пограничный домик и остались в нем. Первый РЕАЛЬНЫЙ домик. Все, хватит с нас топтания снега по 7 км в день. Будем отдыхать и радоваться жизни. Ура!!

утром

рассвет на стоянке

идем по дороге

живописная гора

сколько же нам еще идти??

панорама с говерлой

Поп-Иван Мармарошский

лезем в гору

ура, домики!!

панорама Свидовец

внутри дымовая завеса

комната с кроватями

Возле домика родничок, наконец можно помыть котлы и не топить снег для еды. А вот дымоход забит. Весь дым идет вовнутрь, самым жестоким образом. Мы все кашляем, периодически выбегая на улицу. И это при открытой нараспашку двери. Прямо таки дымовая атака. В домике обнаружили кучу съестных припасов, поэтому в еде не ограничиваемся, варим одно блюдо за другим, пока не наедаемся до отвала. Ночью погода портится, сквозь сон слышу завывание ветра. Леша даже не стал нас будить и мы сами встали когда уже рассвело. В этот день проходим совсем немного до полонины Мезопотоки и становимся днем в домике. На полонине россыпью стоят косые сарайчики, коровники, а посередине жилой домик, очень маленький и очень уютный. Нам удалось его хорошо протопить, под нарами лежали готовые поленья. Но пятый человек, им оказался Антон, не вмещался на нары и для него была постелена дополнительная висящая доска. Зажгли свечи, распили оставшийся коньяк и, пока не стемнело, смотрели как падает-падает и падает за окном снег. Зеленые елки постепенно облеплялись слоем снега и к утру все стало белым.

-внимание - Приграничный район!

еще один домик по пути. идем на разведку

сарай-сараем, но внутри вот такое произведение искусства

Ленка

трудность- преодоление снежного бугра

как-то покосилось

Наш домик

кони ветра

панорама с крыльца

Утром температура поднялась до +1, снег стал мокрый и на спуске лип к подошвам бахил, образовывая высокие каблуки. Они помогают, когда идешь вгору, но на спуске можно и носом клюнуть. Из-за теплой погоды весь нападавший за ночь снег начал валиться с елок и мы попали под лесной обстрел. Периодически с неба за шиворот сваливались сугробы.
В скором времени и на дорогу спустились. И дотопали пару км до Богдана.

утром

уходим

началась Зима

привальчик с видом на елки

на дорогу

Не прошли мы участок пути по хребту Мезопотоки до г. Стиг (это еще 12 км). И должны были спуститься в Луги.

Уезд.

В Богдане лужи, слякоть, мы на москвиче впятером с рюкзаками, торчащими из багажника по 10 грн доехали до Рахова. Сняли комнату в гостинице с видом на кладбище (номером это сложно назвать, 3 двухэтажные кровати, расписанные подростками. Похоже на детский лагерь.
Душевая находится отдельно, в цокольном этаже, с ржавыми трубами, дырявой дверью, вообщем, отличная советская душевая, которой сейчас так не хватало. Что еще надо после многодневного холодного похода как не горячая вода.
В 12 ночи-поезд Рахов-Львов и через 30 минут Львов-Симферополь. В этом году расписание их чудесным образом совпало.

Карпаты зимой великолепны и интересны в любую погоду. Не бойтесь туда ходить, там не холодно. В следующем году обязательно пойдем еще, по какому-нибудь другому хребту.

Снаряжение

Снегоступы
Двое снегоступов киевской фирмы Пик, держатся уже 3 года.
TSL – какая-то простая модель
Двое самодельных, сделанных на каркасе из гнутой алюминиевой трубы 2 см (как аналог Пика.) ткань для обтяжки
-баннерная ткань склеенная в 2 слоя
- тентовая ткань для грузовиков в 1 слой.
Обе ткани не разорвались, полностью отслужили поход.
Крепление для ноги
- самодельный сандаль из пластиковой канистры от грунтовки + стяжки (аналог Пика)
- крепление от лыж Бескид – неудачный вариант, нога из него выпадает, тк приходится идти не только вперед, но и в бок. Поэтому Антон навязал сверху тесемочек, чтобы хоть как-то зафиксировать стопу.

Из поломок- у меня несколько раз откручивались силовые болты, крепящие сандаль и стропу снегоступа. 1 раз болт потерялся, в остальные разы просто приходилось подкручивать ключем.
У Лены оторвалась ткань от стропы в месте крепления болта (порвалась)
Все поломки легко устраняются с помощью ключа и запасных болтов с гайками – все это было в рем. наборе в обязательном порядке.

Общее снаряжение

Палатка Hannah Apach 210x180
2 горелки Ковея TKB + 8 дихлофосов, 2 ветрозащиты
2 котла 2.5, 3 л
4 термоса (наполнить все 4 удалось только 1 раз. Очень долго топить снег.)
2 снежные лопаты
4 коврика (2 самонадув ложили поперек, 2 пенопоулетановых)
Ледоруб
Веревка 8-ка 30 м
Аптечка
Ремнабор для снегоступов (болты, стропы, плоскогубцы, ключи, скотч)

Еда
В качестве мяса мы брали домашнюю тушенку 1,4 кг –свинину тушеную с салом.
На карманные перекусы – экзотические сухофрукты – сакура, груша, орешки, курага. Никаких замерзающих на морозе конфет.
Вместо печенья по некоторым утрам – шоколадные конфеты + цукаты (манго, дыня)-объеденье.
Ну и как обычно-крупы- каша гречневая хлопья, мюсли, Артек, пюре.
Сушеные овощи – перец, морковка, лук. Очень освежает суп
+ кучу специй.
На перекус – сыр, сало, колбаса, халва.
Вместо хлеба – галеты, крекер бутербродный, печенье отрубное.

Раскладка очень хорошая и вкусная. Завхозу большое спасибо. Лучшего и желать нельзя.

Шикарные виды...нет слов

класс! спасибо за отчет)
прям жалко, что в этом апреле туда не попаду)))

в Америку уезжаешь? или в ЮАР? ;)

неее))) по другой причине)))

С интересом почитал. Выписал цитаты :)

Ходил и я этими дорогами в армии в 1982-1983годах..Зимой и летом..Чувствую пора и мне туристом становится..Так потянуло на Попа Ивана...Фотки шикарные..Спасибо..

Отправить новый комментарий

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
к_рабль:
VVV.RU Tour.Crimea.com - Лучшие крымские сайты. Показано место в Рейтинге, число хитов за сегодня и хостов за сегодня TOP100 украинского туризма