1 Велопоход по Ближнему Востоку. Турция-Сирия-Иордания. Часть1- Турция, Чайные плантации | LiveCrimea.com

Велопоход по Ближнему Востоку. Турция-Сирия-Иордания

часть 1. Трабзон - Аракли- Оф- Икиздере

Дата: 06 окт - 11 ноября 2010
Участники:
Нитка маршрута: турция - сирия - иордания

Несколько лет назад я сидела в гостях у киевского друга- велосипедиста и смотрела фотографии с его зимней поездки по Иордании. Я помню, меня тогда так впечатлили эти необычные виды – желтые и красные пески, скалы, колючки, мертвое море, яркое солнце и апельсины на деревьях. Одним словом, экзотика, что-то такое яркое и теплое, и ни на что не похожее. За эти годы я побывала во многих странах, но всегда помнила об Иордании, хотя образы фотографий потускнели, и осталось только чувство и впечатление. И все – таки мне очень хотелось там побывать. Именно из-за того просмотра фотографий. Всему свое время и своя идея. Одного желания недостаточно, необходимо чтобы идея крепко засела в голове и никакие другие идеи не смогли бы ее вытеснить, каковы бы привлекательны они не были. Ну а так как этих идей все-таки много, существует возможность их объединить. Вот так и мне – очень хотелось в Иорданию, но и в Турцию после нашей майской поездки очень тянуло. Почему бы не объединить поездку по этим странам в одно путешествие, соединив их между собой интереснейшей Сирией, о которой я много читала. И чем больше я читала рассказов о Сирии, тем больше мне там хотелось побывать и посмотреть – действительно ли там так, как ее описывают.
Так и сложился логичный маршрут через три страны – Турцию, Сирию, Иорданию. Оставалось только проверить все на собственном опыте и посмотреть своими глазами. Как мне потом сказал один мой иорданский друг - не верь ни чьим рассказам, пока не сам не увидишь и не убедишься. Это истинная правда.
Путешествие получилось настолько необычным и наполненным неожиданными приключениями, что я некогда бы и не предположила, что с велосипедистами может случиться столько историй. Это был не поход, это был короткий, но в то же время бесконечно длинный кусочек нашей жизни. Те, кто путешествует, знает, как протекает там время, и насколько его движение замедляется. Поэтому наши 35 дней в пути действительно были для нас отдельным периодом в жизни.

Ну а теперь, поехали по- порядку.

Участники- уже сложившаяся тройка

Юрасова Галина – автор идеи, казначей
Кожевников Александр – штурман с Жпс, специалист по примусу
Слизский Владимир – водочерпий, владелец самого большого рюкзака, заполненного непонятно чем.
Шатских Антон – самый спортивный велосипедист из нас, прошедший поход 4- кс по Турции в 2010 г.

Так сложилось, что все четверо уже успели поездить по Турции. Но я помню, что после первой поездки я сказала себе – я туда обязательно вернусь. Прошел год – и мы снова в Турции. Да я еще туда с удовольствием поеду. Удивительно прекрасная страна.

Про маршрут

В этот раз выбрала восточную Турцию – от Трабзона на Юго-Восток. По некоторому ряду причин – хотелось проехать красивый горный хребет, разделяющий черноморское побережье и восточную Анатолию, посмотреть на гору Арарат, посетить крепость Ишак Паша Сарай и прокатиться вдоль самого большого в Турции озера Ван. Не самое популярное для велосипедистов место, но почему-то так захотелось. Потом заброситься транспортом на восточную границу с Сирией, проехать ее практически транзитом, на велосипеде посетить только западную горную часть со знаменитыми замками. Погулять по Дамаску. Переехать на границу с Иорданией и проехать ее по стандартному круговому маршруту с севера на юг и с юга на север. На сколько хватит времени, если не успеваем – всегда можно сесть на автобус и доехать до Аммана, откуда у нас был самолет. По большому счету, все так и получилось. Почти.

Карты и путеводители

Обзорная Карта Турции+ Сирии+ самый юг иордани масштаб 1*
Генштабовские карты Турции 1:200 000
Путеводитель по Иордании Itai Haviv– самый лучший путеводитель по пешеходным маршрутам Иордании.

Itai Haviv

Путеводитель по Сирии «Вся Сирия» Осипов и Медведко.
Книга на 300 страниц, без фотографий и картинок, сплошной тескт. Самый полный русскоязычный путеводитель. Был у нас распечатанном виде –толстая книга формата А4

Дополнительные карты мы не покупали. Несложно разобраться в стране, в которой всего 3 параллельные дороги. Достаточно знать о существовании какого-либо населенного пункта и спрашивать у местных жителей к нему дорогу.

Заброска в Турцию

Хотелось как лучше, а получилось как всегда. Планировала ехать автобусом в Сочи, оттуда пароходом до Трабзона. Когда звонила в августе – сказали что корабли ходят 4-5 раз в неделю без расписания. Такой вариант был хорош своей дешевизной.
Уже куплены билеты на автобус, и за 2 дня до выезда решила еще раз позвонить в порт Сочи. Каково же было мое удивление, когда я услышала, что пароходы теперь ходят 1 раз в неделю и все так же без расписания. Перспектива ждать неделю в Сочи меня совсем не устраивала. Оставался вариант плыть из Севастополя. Как раз в этот день касса закрыта, и только во вторник, за день до выезда удалось купить билеты на Героев Севастополя (уже не самые дешевые) и сдать автобусные билеты. Короче, за сутки поменялись все планы и бюджет сразу возрос на 100 баксов. И все это в полнейшей суете и спешке. Спасибо Владимиру, который ездил собирать деньги. Бронировал и покупал билеты.
Итак, мы снова на пароходе.

маршрут по Турции

На пароходе

Перед посадкой произошла вот какая история. Один из пассажиров оказался итальянский мототурист. Мы с ним разговорились, он всю жизнь путешествует на мотоцикле, объездил пол - мира, и в Иордании был 11 лет назад. И в Турции, и в Сирии, сказал что там очень здорово и красиво. и посоветовал какие места обязательно надо посетить. Разговор проходил уже во время посадки, когда все пассажиры постепенно проходили таможенный досмотр и шли на посадку. Когда на улице остались только мы впятером, к нам подошла женщина из пароходной компании с каким-то мужиком и попросила меня перевести кое-что итальянцу. А сказала она, что он не может сегодня плыть на этом судне, так как его байк не прошел таможенный контроль, и для этого нужно было приходить вчера или сегодня до 8-ми утра. Вот те на. Мне даже как-то неудобно было переводить. Но это еще не все. Он начал возмущаться, что, мол при покупке билетов на себя и на мотоцикл (150 баксов стоит провезти на пароходе байк) ему никто ничего не сказал. Сказали приходить в среду ко времени посадки – к 9-ти утра. На что женщина нашла очень хорошее оправдание. Ой, наверное, вам билеты продавала практикантка, и она не знала этих таможенных правил. Но в любом случае вы ехать не можете, хотите – следующий корабль через неделю, или мы можем вернуть вам деньги.
Итальянец стоит и щеки дует. Ну такого, говорит, со мной нигде еще никогда не было. Разразился итальянскими ругательствами. Но сделать он ничего не мог, и ждать следующего рейса он тоже не мог, ему надо было точно какого-то числа быть на работе. И идти жаловаться в компанию тоже времени не было, хотя сто процентов он бы доказал свою правоту и по идее они должны были выплатить ему какую-то компенсацию. Он забрал деньги, развернулся и уехал тем же путем, каким приехал сюда. Единственное, что я ему могла сказать в оправдание «Чувак, это же Украина, у нас такое случается». И дотянули же они до последнего момента, а вот с самого утра это не было известно, и нужно было ждать посадки всех пассажиров, чтобы потом обнаружить что один из них , оказывается, не может ехать? Не серьезно все это.

на корме. Немного штормит

На корабле в этот раз оказалось много интересных людей. Андрей Викторович Левин с женой. Известный парашютист, парапланерист, скалолаз и альпинист. Человек-легенда. Рассказывал мне истории про Экваториальную Гвинею, где он прожил пол года, обучай местных жителей прыжкам с парашюта.
Пожилая пара из Южной Африки!! Путешествуют по миру, показывали мне фотографии своего дома в Африке и всяких детей-внуков.
А со мной в каюте жила женщина из Узбекистана, приехавшая в украину поездом Ташкент-Харьков – идет он 4-ро суток. И теперь она гостит у своих сестер. Одна живет в Украине, к другой она сейчас едет в Стамбул. Ферузе всего 32, а у нее четверо детей, и она говорит- еще хочу. Учительница русского языка и литературы, отлично говорит по-русски, с приятным акцентом. Заплела мне узбекские косички, которые никак не хотели рассыпаться в течении последующих 5-ти дней. И она постоянно что-то рассказывала, хотя в своей каюту я попадала редко, в основном сидела у ребят. У них была трехместная каюта с душем.

Жизнь на корабле протекает как обычно. Сытные обеды, завтраки и ужины, просмотр телевизора, и в этот раз мы много гуляли на палубе, наблюдали за волнами на море. Волны в этот раз были хорошие, но так как мы шли по волне, то судно почти не качало. По крайней мере, никого не укачивало. И только когда мы на следующий день подходили к Босфору, качка усилилась, и в столовой приходилось держаться за стол, чтобы не опрокинуться вместе со стулом. Да в тарелки поменьше супа наливать, дабы он не разливался при очередном крене. Некоторые люди начали быстро выскакивать из столовой, все таки укачало.
Погода все больше портилась. Черное небо, дождь усилился, и когда мы приехали в Стамбул, там порядочно лило.

Стамбул

Стандартные процедуры – на корабле собирают паспорта, потом какое-то время ждем, выходим в домик пограничников и таможни, там поспарта отдают. Все это занимает часа два. Так что в 5 вечера мы были свободны и наконец-то могли начинать путешествие.
Турция уже не была для нас чем-то необычным и непонятным. Мы уже знали ее законы и привычки, знали чего ждать и как общаться. Такие уже матерые туристы, которых ничем не удивишь. Так что мы морально собрались и на память поехали в сторону автовокзала под проливным дождем. Но нас грела мысль. Что скоро мы окажемся в теплом уютном автобусе, а сейчас можно было немного и помокнуть. Конечно же, мы заблудились, я даже не знаю где – не стали перестраиваться в левый ряд и не нырнули на подземную дорогу, решили перейти пешком. Но там такие мега- развязки, что на нужную дорогу не так то просто попасть. Пришлось 10 раз спрашивать дорогу к автовокзалу, прежде чем мы все-таки выкрутились и выехали на нужную. Знакомые места. Наконец, въехали на автовокзал, уже с более удобной стороны чем в прошлый раз. Добирались от порта где-то час. А всего-то 15 км. Владимир на обратном пути нашел более короткую дорогу. В следующий раз по ней поедем.
На вокзале к нам прилип зазывала и все ходил с нами, или мы за ним, искали автобусы на Трабзон, и так, чтоб подешевле. Не знаю я как отделываться от этих вокзальных приставал, наверное это невозможно. Поменяли деньги по курсу 1$=1.44 TL. Так что теперь все цены нужно было умножать на 5,5, чтобы получить гривны.
Автобусная компания попалась ULUSOY – очень крупная компания. Автобус отправлялся в 20-30. Билет стоил дорого - 60 TL, но и ехать-то долго, да и вообще автобусы в Турции очень дорогой вид транспорта. Автобус порадовал наличием телевизоров, вмонтированных в спинку переднего сиденья. Прилагаются наушники, и пожалуйста, щелкай каналы, переключай с рекламы на телесериал. Ничего интересного там не показывают. Раньше хоть ДВД-шные фильмы крутили, а сейчас- спутниковая антенна.
Автобус почти пустой. Иногда на остановках кто-то выходил или заходили пара человек. Поили чаем и кормили кексами. А дождь за окном все шел.

Трабзон

Trabzon - Arakli

В Трабзон приехали в обед, собрали велосипеды, сходили в интернет кафе и выехали в 13-30. Здесь тепло, можно было даже в футболке ехать. Автовокзал находится на восточной окраине города, так что выехать из него не составило труда. Вдоль моря идет скоростная магистраль, много машин, и есть несколько туннелей. Один из них 1900 м. Туннели меня кошмарят. Страшно, что машина не заметит, хотя перед туннелями мы включаем иллюминацию. Мы назвали эту дорогу СБТ (северный берег Турции). По дороге мы с Сашей заходили в хозяйственный магазины и все пытались найти калошу (очищеный бензин). Даже нашли в интернете международные названия бензинов на разных языках. Но в Турции Белого газа не знали. Так мы нигде по пути его не нашли и пользовались обычным 95-ым бензином.
Из Севастополя мы ехали двое суток, а приехали на все то же Черное море. И ночевали на его берегу. Довольно сложно найти в этих местах стоянку, но можно. И даже на берегу моря. Родник был в километре от нас, и Владимир съездил за водой. Весь берег уложен огромными камнями, и мы не раз видели проезжающие грузовики с 3-мя камнями в кузове. Это же сколько надо таких грузовиков, чтобы замостить весь берег? И не только берег моря, но и берега рек!
С дровами проблем не было – куча веточек и палочек, все- таки, берег моря, как никак. И вообще, столько полезных вещей валяется, из одной коробки я сделала себе стул. Море очень теплое, но купаться желания не было – как-то мрачно под дождем и под серым небом. Нет уж, свое время в Черном море мы уже отплавали.

ночевка на Северном Берегу Турции

Вдоль моря и в горы

Of- ?ayle- Ikizdere

трасса-магистраль вдоль побережья Черного моря

трасса вдоль побережья

серое море, небо в тучах

По трассе вдоль моря проехали еще 27 км и наконец-то свернули на юг, в горы. Погода мрачная, но дождя пока не было. Мне уже порядком надоела эта шумная магистраль, поэтому с огромным удовольствием мы ехали по неширокой дороге с меньшим количеством машин. Пока что уклон почти не чувствовался, но я знала, что постепенно нам надо будет набрать высоту 2600, начиная от уровня моря. В этом районе начинаются чайные плантации. Выращивают турецкий чай. А в городе Оф, который мы проезжали на побережье, находится фабрика знаменитой чайной фирмы ЧайКур. По дороге попадались склады с мешками с чаем, так приятно пахло. И пейзажи интересные – зеленые холмы, обвитые чайными террасами, домики на них, и красивые облака, закрывающие вершины гор. Немного похоже на Индию, ту, что я видела на картинках. Местами дорога испорчена какой-то стройкой, непонятно, или дорогу строят или какой-то карьер. Но из дороги – грязное месиво, и много грузовиков. И вообще в Турции много стройки идет, и никогда не знаешь, какая дорога сейчас строится, и по какой ездят грузовики. А мы частенько на такие попадали.

чайные холмы и грядки

чайный сад

дождливая дорога

турецкие булочки!

А еще в Турции много хлебопекарных магазинов, где кроме хлеба пекут всякие булки и печенья. В одном из таких накупили несколько видов булок. Объеденье! Особенно с ореховой начинкой. Периодически шел дождь, но хотя бы было тепло.
В селе ?ayle нами заинтересовались ребята, удалось даже как-то поговорить на турецком о нашей дальнейшей дороге и о старом горбатом мосте, перекинутым через реку. Английского, как правило, никто не знает. Наконец, доехали до села Ikizdere- местного центра. Конечно же, нами сразу заинтересовались и зазвали в чайовню, где мы угостились чаем и отогрелись. Чай хорош, крепкий и ароматный, собранный с близлежащих гор. Человек, который нас пригласил, оказался англоговорящим, но он очень торопился, и посадив нас в кафе, сразу уехал. Еще такая интересная особенность, которую много раз замечала у людей – говорят, если будут какие-то проблемы, всегда звоните, помогу обязательно. Но при этом никогда не оставляют свой номер телефона. Я уже потом сама спрашивала.
Пока мы с Сашей ходили по магазинам, Владимира с Антоном зазвали на чай на улице и разговаривали даже по-русски! Вообщем, освоились мы в этом селе. Но время уже позднее, надо было отправляться в путь и вскоре искать стоянку. Хотя местные всячески нас отговаривали от ночной поездки на перевал Овит, ссылаясь на опасную дорогу и крутые обрывы. А один встреченный англоговорящий китаец-инженер поведал, что в районе перевала на протяжении сорока км нет никаких населенных пунктов и нет даже воды!! Хехе. С водой конечно, он пошутил.

дорога после стройки превратилась в грязное месиво

свежевыложенный асфальт

река, чайные холмы, поселок

чистый асфальт заменялся грязью

древний мост в селе Чайле

свежий ароматный турецкий чай хорошо бодрит

посетители чайовни

От Ikizdere начался хороший ощутимый подъем, быстро темнело, а местность совсем не располагала к местам стоянки – справа внизу река, слева гора – ну где хочешь, там и становись. Но все-таки мы нашли небольшой карманчик прямо у дороги, и поставили там палатку. Ничего, что видно с дороги, самое главное, чтоб ночью сюда какая-нибудь машина не решила наведаться. Зато здесь был столик в виде камня и стулья, и куча мусора – явное турецкое место отдыха. Мусор мы предварительно собрали в несколько мешков.
Вечером только одна машина пыталась сунуться в карман, но сообразила, что место уже занято и уехала.

место стоянки утром

Несколько раз уже слышал эту историю, и каждый раз что-то новое, даже испытал какое-то разочарование, когда рассказ оборвался. так что жду продолжение, не затягивай с этим! :)

Как здОрово!!! Вот читаю отчет и сама как-будто бы переживаю это путешествие!!! С нетерпением ждем продолжения рассказа.

Галя, ты стала философом!
такое вступление!!
)))

Галя, спасибо! очень интересный рассказ вы молодцы!
здорово! но как то холодно. на картинки посмотришь - прям зима Ю
здесь еще тепло. было градусов 20, но просто мрачно и дождило, тем более что чем выше в горы, тем холоднее становилось. galya
Галечка, класс! выкладывай ещё :)
(Даша Удовица:) Галя, очень интересно!!! Повезло турецким мужчинам лицезреть нашу севастопольскую девчушку в их тьму-таракани ))) Кстати, меня лично турецкий чай не впечатлил, во-первых, он везде одинаковый, турецкий, а во-вторых, какой-то самый обычнейший, и выбора нет! А вот стаканчики для чая - ооочень мило! И фотка с булками порадовала! Мы в Стамбуле слыхали о хваленых турецких булках, да нам подсунули какие-то невкусные, и наше желание пробовать дальше отпало ))
Всегда с интересом читаю ваши отчёты. Как будто сам путешествуешь. Даёшь продолжение скорей! Марина С.
Галина, спасибо, читать очень интересно! Я и сам бывал два раза в Турции. Я пытался найти причину столь бурного и стойкого развития этой страны, ведь в том и соль, чтобы учиться, перенимать хорошее. Мои выводы пока слишком сырые, чтобы озвучивать, но мне интересно мнение других людей, которые тоже пытаются анализировать. Почему?
Привет ВЕЛОТУРИСТЫ!!! Меня зовут Сергей., я из Севастополя. Вспоминайте, а это не мы с вами вначале Марта 2010 встретились в Сирии в селении Маалюля (Храм Св.Феклы)?????? мы тогда еще тушняка дали и еще немного "русских" консерв))) мы на экскунсию туда на автобусе приезжали на храм посмотреть. Если не с Вами, извиняйте!!!))) но вы тоже молодцы, я на вело дальше Крыма не ездил... пока что.... если это были вы, черканите sea_rock@inbox.ru поделимся впечатлениями! Было ошеломляюще в Сирийских горах встретить наших ребят)))

Отправить новый комментарий

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
пала_ка:
VVV.RU Tour.Crimea.com - Лучшие крымские сайты. Показано место в Рейтинге, число хитов за сегодня и хостов за сегодня TOP100 украинского туризма