Велопоход по Ближнему Востоку. Турция-Сирия-Иордания

Путешествие на Ближний Восток 2010. Часть 11 - Иордания, Мертвое море, Wadi Hasa

Иордания
Здесь с нами произошло больше приключений, чем в двух странах взятых вместе.

Напоминаю - действия происходят в ноябре 2010!! года

Едем 4 километра нейтральной полосы до иорданской границы. Она такая длинная и пустынная, что мне казалось, нас из Сирии-то выпустили, а в Иорданию впустить забыли. Но вот и погранпереход, виза за 10 динар (самая дешевая кстати виза) и добро пожаловать в королевство Иордания!

И да, опять все по-другому. Показалось что не так шумно и не так навязчиво. Никто не пристает и не кричит вдогонку. И хлеб здесь пекут по-другому. Время уже клонилось к вечеру, а конца деревни не было видно, где становиться- непонятно. На обочине дороги кто-то лил воду из шланга, пока мы набирали, разговорились с мужиком. Что-то он сказал, что его брат работает в Украине. Я спросила у него подсказать нам место для ночевки. Он пригласил нас в свой сад.
Так мы посмотрели как живут провинциальные иорданцы. Двухэтажный квадратный домик с возможностью достройки еще этажей при расширении семейства. Пальмы во дворе, плитка, несколько машин, выглядит все внешне как в бразильских сериалах. Мы поселились в оливковом саду на мягкой рыхлой земле. Мне как девочке разрешили ходить в дом, пользоваться ванной и другими благами. Интересное такой семейство оказалось, сейчас немного расскажу.
В этом доме недавно умер глава семьи, и жена стала вдовой. Так вот по традиции в течении года дети семьи должны по очереди приезжать к матери, ухаживать за ней, поддерживать, несмотря на то что дети живут в не только разных городах, но даже и странах. Сегодня здесь были Нидал, который нас пригласил и сестра с шестью детьми, которая приехала из Саудовской Аравии, где она живет с мужем. С ней мы долго стояли на балконе разговаривали о жизни. Она в длинном платье с покрытой головой, я в традиционных розовых шортах и футболочке. Такой контраст. Говорили много об исламе, об их отношении к религии. Да, для них это единственная беспрекословная истина, они учат ислам с детского сада, ее сын - мальчик лет 10-ти учится в англоязычной школе и единственный предмет на арабском - это религиоведение. А я удивлялась, откуда он так хорошо знает английский. Да, правильно, женщина должна быть открыта только для своего мужа, у всех же остальных она не должна вызывать ни одной посторонней мысли, связанной с ее телом. Очень правильно и мудро. Родственники, перед которыми она может открываться - это родители, родные братья, сестры, дети и муж. Двоюродные уже считаются чужими. Вот, например у этой женщины (на вид ей не больше 33-ех) муж - ее двоюродный брат. Единственное, что она не может принять, это то, что я сплю в одной палатке с двумя парнями. Мы стояли на балконе, а в соседнем доме группа мужчин исполняла какой-то ритуальный танец с песнями, взявшись за руки. Мальчик сказал, что у них другое направление религии, и что поют они “Нет бога кроме Бога”, так как Аллах - это и имя Бога и сам Бог.
В доме 2 гувернантки -негритяночки в белых чепчиках и клетчатых передниках, ну прямо как в сериалах. Они нянчатся с деться, тем временем как мать может заниматься своими женскими делами. Такое ощущение, что наличие 6-ти детишек от года до 10-ти ее совершенно не обременяет.
Перед сном Нидал принес нам целебный отвар из трав, приготовленный его мамой, для наших животов. А заодно показал нам больницу, из его дома ее отлично видно - огромное 13-ти этажное здание, светящееся огнями в пустыне. Нам троим прилично нездоровится. Стул цвета оливковых листьев, а Антон на вид совсем зеленый. Завтра отправим его в больничку.

В ожидании Антона, возле больницы

Больница такая огромная, что для нее построена целая развязка дорог

В больнице нас приняли в отделе Emergency, увели Антона, мы с Сашей остались ждать внизу. Примерно через час вышел обрадованный Антон, с пачкой лекарств в руке. В общем, они ему поставили капельницу с физраствором, и выписали каких-то таблеток, и, главное, сказали, что он не умрет.

вечерний Джераш

Приехали в город Джераш - знаменит древними развалинами типа нашего Херсонеса. Хотели зайти, но билет стоил дорого - 8 динар. (80 грн). Ну не очень - то и хотелось. А дальше поехали на запад, и заночевали у дороге в сосновом лесу -парке с заброшенными постройками. Может раньше тут было место отдыха, беседки, не знаю. Но сосны там знатные.
И тут ночью с нами приключилось. Когда мы выбирали место под палатку - никого вокруг не было, а потом мы заметили какого-то бомжа, околачивающегося вокруг построек, но вроде палатку он не видел. Так и легли спать. А ночью начался сущий ужас. Этот бомж нас разнюхал, и среди ночи пришел начал трясти палатку, пытался даже залезть в нее, короче, всячески не давал нам спать. Мы уже и выходили, и орали на него, потом он начал вытаскивать пристегнутый велик, причем начал от самого внутреннего от дерева. Хочу сказать. что он был в большом неадевкате, сумасшедший дед, разговаривающий на непонятном зверином языке, шипящий, булькающий и хрюкающий как кабан. Саша потом вынул подсиделник с велика и погнался за ним как с топором. Чудо-зверь спрятался за кустами, начал биться об дерево, прыгать и хрюкать. О, святые угодники, что за ночка нам выдалась. Пока он там терзался и Саша держал его под “прицелом”, мы быстро собрали палатку и еще до рассвета свалили на дорогу. Ох, достал. Это было скорее смешно, чем страшно... Косматое чудовище в лесу.

Ну зато мы очень рано выехали и много в этот день проехали. Постепенно светало, и мы поднимались на перевал. Да, это действительно был перевал, высотой 1100 метров, и даже с туманом, и пришлось под-одеться, хотя теплой одежды у нас не было, мы всю отправили на Украину.
А с перевала вниз - причем это был самый странный спуск в жизни, так как мы сбросили высоты не до уровня моря, а ниже!! то есть спустились на 1500 м, вместо 1100. И оказались в долине реки Иордан. Ничего примечательно тут нет -сельскохозяйственная зона с кучей теплиц, полей, неграми и неприятным запахом. Побыстрей надо проехать эту зону, и подъехать к Мертвому морю.

на спуске с перевал. Оливки и желтые горы

пепси- понятно на любом языке

по дороге встретилась редкая колонка. Очень кстати, умыться, почистить зубы. С водой тут напряженка

у меня вызывает искреннюю радость качание рычага колонки

Видна Долина Иордан и бесконечные поля теплиц

Водой запаслись из шлангов для полива, это уже после плантаций, поливали полисадники в обычных дворах. Все такое необычное. Даже хлеб пекут необычно, лепешки конвеером проходят через печь и на последнем этапе вздуваются и лопаются, таким образом они оказываются пустые внутри. Что очень удобно для приготовления фаляфель-сендвичей. Хлеб стоит копейки - килограмм на наши деньги 1,5 грн. А считать монеты совсем сложно - на них написано арабскими цифрами и с дробями. Это нужно сначала перевести на нормальные цифры а потом сложить дроби!! например ½+ ¼ - вот так и покупается хлеб. Обычно я не парилась и высыпала горсть монет продавцу, он отбирал уже нужные.

Наконец докатили до Мертвого моря - уставшие, невыспавшиеся, но зато добрались до диких мест. У меня в путеводителе описаны все ущелья, спускающиеся с гор к морю, можно было ориентироваться где-что находится. Одно из первых ущелий - Дара, начинается под мостом, мы прошли вглубь пару сотен метров и встали в пустынном каньоне, с видом на море. Да еще подарок - чуть выше нашей палатки бежала вода, можно было помыться, постираться, она же теплая там. Ну и готовить на ней тоже можно, наверное. Нежелательно конечно.

стоянка в Каньоне - Вади Дара

выход Вади к морю

Лагерь в каньоне

На следующий день проехали все Мертвое море, оно не очень то и большое. Обязательно покупались в месте впадения горячих источников. Да, прикольное ощущение от “плавания”, но такое уже было в Соляном в Карпатах - только в море прозрачная вода. Выбрали для купания безлюдное место, купались голышом, естественно. Чтобы не стирать потом купальники от соли. Так вот пока мы плавали, на пляж спустился мужики пялился на нас. Я аж не знала как вылезти, но он потом вроде насмотрелся и ушел, да и мне уже было все равно. Поднялись - он оказался водителем грузовика остановившемся отдохнуть. Ну тут такая бесцеремонность это нормально.
Еще зашли в какой-то каньон с красными скалами и озером с теплой водой, поплавали. Красиво, но оочень мусорно. Арабы вообще не парятся с мусором - оставляют после себя любые отходы - подгузники, пластик, консервные банки, ну и все остальное. У них нет понятия - убрать за собой. Пришлось нам к этому привыкать.
Еще один каньон проехали Wadi Mujib - но там платный вход, 14 динар - 140 грн. Дороговато для нас за пару часов хождения.

пальмы в одном из Вади, которое мы проезжали

Вади с водозаборником и теплым озером

Поплавать, хороша водица

конечно же, стандартная фотография. как же без этого

Дорога вдоль Мертвого моря

Wadi Mujib - платный вход

Соль и море

Израиль на другом берегу. Люди там тоже купаются

все в соли

местные бомжи так живут. Можно назвать их бедуинами, но это неправильно. Бедуины богатые люди

заправляемся фаляфелями

филиал Велотура

Дорога после Мертвого моря

Горы у внутри бесконечная сеть Вади

Дорога присыпана солью, кажется, что это снег

К вечеру проехали Мертвое море и свернули налево в поселок Safi, где по моим данным начинается знаменитый каньон Wadi Hasa. ТОлько неправильно мы в него въехали, прямо с центра, пришлось проехать всю деревню с черными арабами, спрашивая у каждого где каньон, а он у них по-другому называется как-то. Саша уже начал злиться, упрекая, что я их в какое-то гетто затащила, вокруг одни негры. Но мне необходимо было найти каньон!! Там конечно все просто, не найти его не возможно. так как город стоит на берегу русла.
Каменистая дорога проходит прямо по руслу. По сути - Вади - это русло реки, чаще всего высохшей, но в Иордании такие Вади почти все полноводные. Вади Хаса очень длинный каньон в 25 км, с настоящей рекой. Река до моря не доходит, ее забирает поселок. А часть просачивается в землю.

Так вот, едем, и нас нагнал Джип с неиорданскими номерами (саудовская аравия вроде). Вылез мужик, представился Мистер Али, по-английски он говорил чуть лучше чем я по-арабски, буквально пару фраз. Ну вообщем, он нас решил сопроводить в традиционное место отдыха, где можно поставить палатки. Ехать по сухому руслу пару километров, потом пересекаешь речку и уже можно становится. На камнетряске я потеряла велокомпьютер, и не нашла его ни сегодня, ни на следующий день. Сперли дети наверное. Мужик честно ехал с нами, приехали на стоянку уже было темно. Насобирали “дров” - да, там есть кусты. соответственно какие-то дрова. Сделали костер, настоящий, в пустыне! Мистер Али достал из багажника кучу угощений - рис и ягненок замоченный в йогурте, популярное кушанье. И пепси-колу. Аппетита у нас конечно ноль - но это вкусная свежая еда, она пошла хорошо. Накормил-напоил нас дядя Али, баночки пластиковые оставил, и уехал домой. Вот так живут арабы - выезжают поужинать на свежий воздух, и особенно хорош ужин в компании с хорошими ребятами как мы.

С мистером Али и нашим бедуинским костром. Футболка у меня жуткая - в соляной корке.

А утром мы наконец пошли в каньон. И я была вся в предвкушении видов как на обложке Хавивовской книжки.
Велики спрятали в кустах - да прячь-не прячь, все равно видно. Пришлось только надеяться на добропорядочность местных негров, что ходят сюда пострелять птичек с рогатками, или разжечь костерок и попить чай из прокопченного маленького чайничка.
Сразу скажу, несколько часовой поход оказался очень сложным - во первых- вверх по течению, хоть и по неглубокой воде, во-вторых болит живот, и через каждые 15 минут случаются зеленые приступы. Ко всему общая слабость. Но каньон невероятный, я, как истинный любитель каньонов, просто пищала от радости. Красно-желтые полосатые скалы постепенно сдвигались, каньон становится все уже и интересней. Потом мы дошли до уже открытых участков, не таких интересных и повернули обратно. Да, обратно идти намного легче.

А теперь много фотографий Wadi Hasa - еще в ветхом завете упоминается это название. Святое место

речка возле стоянки

Забрали велики, и поехали дальше. А вот дальше - начались приключения.
Мы въехали в долину Araba Valley - это все тот же разлом, в котором находится метрвое море, и которое продолжается до Красного моря. И так как карты страны у меня не было, то я не обратила внимания, что на протяжении 170-ти километров не будет ни одного населенного пункта. И спохватилась, когда увидела знак на дороге “Заправка 50 км”, это уже было когда мы отъехали от Safi на 10 км.
А вокруг настоящая пустыня - пески и Иорданские горы, все более удаляющиеся от дороги. Колючие акации на обочинах, дающие единственную тень. И заваренный каркаде во флягах - больше нет воды. Есть совершенно не хочется. От одного взгляда даже на хлеб начинает мутить. И дорога-то совсем не прямая, а даже как-то вгорку. Это я к тому, что ехать тяжко.
Чекпост на дороге - останавливают. проверяют документы. Зато мы пьем чистую воду. А пограничники сообщают - что ни в коем случая нельзя ночевать в палатке, могут ненароком подстрелить. По этой дороге проходит иорданско-израильская граница. На израильской стороне через каждые несколько километров стоят наблюдательные вышки. От их зорких глаз не скроешься. Ну чтож, не радостная перспектива, до заправки надо дотянуть.

Дорога Вади Араба - и так 170 км

красивые Иорданские горы все ближе

Совсем стемнело, по дороге мчатся грузовики груженые солью, рассыпая ее вдоль обочины, и кажется, что дорога припорошена снегом. Страшно ехать, иногда грузовики вылетают на встречную, и тогда только остается прижаться в оградке. Прошли уже 50 километро и больше, заправки нет, уже нашли уютное место в песчаной дюне для ночевки, но сделали последний рывок - и вот огни заправки! Доехали. В мега-дорогом магазинчике на 12 динар купили воды, маленькую баночку сока, йогурт, печенька - но по сути хотелось только пить. Жалко столько денег буквально не за что, учитывая что за 4 дня мы потратили на еду 5-6 динар. Поставили палатку за заправкой и спать. Утром разберемся как ехать дальше. Ночью опять скрутило живот, пока босиком выбегала, накололась на иглу акации.

Очень интересно и информационно
Как всегда - интересно и содержательно!

Отправить новый комментарий

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
телеф_н:
VVV.RU Tour.Crimea.com - Лучшие крымские сайты. Показано место в Рейтинге, число хитов за сегодня и хостов за сегодня TOP100 украинского туризма