Пешком в Южной Норвегии - Трек вокруг Ringedalsvatnet. Mosdalsbu

День 7
12 сентября 2013

Изабель, Мы с Аленой и Томаш

Томаш на фоне озера

С утра, естественно, снова прогулялись на Троллтунгу, посмотреть рассвет и озеро, укрытое облаками.

Сегодня идем вторую часть кольца вокруг озера Ringedalsvatnet. Вместе с Томашем доходим до очередной умопомрачительной смотровой площадки Preikestolen, которая находится в километре от нашего домика. Вид отсюда еще более потрясающей, чем с языка Тролля, хотя, казалось бы. куда уже красивее. Но нет предела красоты норвежских гор. Здесь мы расстаемся, Томаш отправляется доживать последние 2 дня своего путешествия в домике, а мы идем в горы.

Наша группа на краю обрыва. Прекетолен. Фото Томаша

Тропа обозначена редкими красными маркерами, затерянными среди камней. Их еще надо постараться отыскать в каменном хаосе. Привычной земляной тропки под ногами нет, потому что нет земли, а только камни, скалы и бесконечные лужи воды. Маркеры ведут нас, обходя озера, расщелины, лабиринты скал. Без маркером очень легко потеряться, запутаться в лабиринте, натыкаясь на тупике. В туман здесь лучше не оказываться. Но сегодня у нас солнечная погода, первый раз за все дни на небе ни облачка. Идем наслаждаемся.
По пути 2 больших озера с дамбами - Nibbehol и Langevatn. Они входят в единую систему гидроэлектростанции Tysse.

так примерно выглядит тропа и местность вокруг

Озеро Langevatn с дамбой с другой стороны котловины. До него нам еще топать и топать.

Озеро Nibbehol вдалеке. Сейчас мы туда спустимся

На фоне озера Nebbehol

небольшая дамба на озере

местность вокруг озера - скалы, лужи, болота

Прямо по дамбе проходит туристический маршрут, все в свободном доступе. Думается, что у нас в стране в таком месте стояло бы 10 рядов колючей проволоки, шлагбаумы и злые собаки.
Возле дамб - как минимум 1 домик, где живут смотрители озера. На озере Лангеватн мы как раз встретили смотрителя дамбы, я была очень рада, потому что все эти дни ломала голову, как же работают эти системы озер и как добывают из них электричество. Дядька разрешил всем мои догадки, все мне объяснив. Я для этого даже заранее схемы все сфотографировала из книжки, которую мы нашли в домике.

дамба на озере Ниббехол

Алена на дамбе

окружающие пейзажи

следующее озеро с дамбой - Langevatn

голубая вода в озере Langevatn

Андрей поднимается от дамбы озера

Интересуюсь у смотрителя дамбы про "как это работает". Он терпеливо мне объясняет. На фотоаппарате у меня сняты схемы туннелей

А все очень просто. Норвежцы же такой фундаментальный народ. Они взяли и прорыли туннели между всеми озерами на плато, пустили по ним воду внутри, вместо водопадов снаружи, и через общий большой туннель-водоток спустили огромный подземный водопад вниз к озеру Рингедалсватнет, где находится первая электростанция Tysso2. Там они переводят энергию воды в электричество, а потом еще раз спускают эту воду на 400 метров ниже на уровень моря - в электростанцию Oksla, таким образом получают двойную порцию энергии из одной и той же реки. Очень умно сделано. Один раз поработав и вложим немало средств в это предприятие, теперь веками можно ни о чем беспокоиться - система работает сама.

Схема соединения озер на плато вокруг озера Рингедалсватнет

снимок Гугла с расположением озер, туннелей, дамб и нашего маршрута

так строилась дамба Ringedalsvatnet

а так раньше поток воды спускали на Tysso II. Эта система проработала до 1960 г, потом этот поток завели под землю

Работников привозят-увозят на вахты на маленьких вертолетиках, и мы как раз подоспели к отправке груза, коробки-боксы лежали возле камня готовые к отправке, а за ними улетит и сам смотритель. Через час как мы покинули дамбу- начал летать вертолет, за одну ходку забирая либо груз, либо человека. Туда-сюда рассекал по небу.

маркированная тропа

недалеко от Лангесватнет есть еще один домик- приют, но он необоудованный и бесплатный. Очень низинький вход, как для гномов, толстые каменные стены, нары на цепях, печка и столик. Хорошо подойдет для укрытия 4-ех человек в непогоду.

домик для гномов :))

вид изнутри

Дальше фотографии со следующего участка пути - сплошные каменных хаосы и лабиринты. Камни, камни, от них рябит в глазах.

из этой долинки мы поднялись на гору (справа)

По пути мы с Аленой взобрались на видовую высокую вершину Einseten 1400, с которой открывается шикарный вид на озеро Ringedalsvatnet, на бесконечные горы вокруг, на ледник Folgafonna. Тем временем Андрей сам пошел к домику Mosdalsbu, до которого оставалось 3 км вниз по долине, немного попозже мы тоже туда дошли, по пути обдирая обильно усыпанный черникой кусты и наслаждаясь осенними красками.

красные краски

спуск в долинку с озерами

подъем по кулуару на гору Einseten 1400

Вершина горы

лучи над Фолгофонной

Внизу долина, куда нам надо спуститься

спускаемся обратно в долинку с озерами

каменный хаос

озера, скалы и смешной камень

нам вперед

тучи - фото Андрея

Можно вот так поподнимать камни

или вот так потолкать

мостик перед домиком. Фото Андрея

Идем с Аленой дальше, в долину на озеро к домику. По пути цветные пейзажи

оттуда мы спустились

наша палатка перед домиком. Сзади- дымиться костровище

Домик был занят норвежским товарищем, точнее он конечно не был занят, но ночевать внутри мы не захотели, и поставили палатку прямо под окном домика. Но этот приют был особенно шикарен. Там даже пахло стиральным порошком. Заготовлены дрова, огромные широкие нары, полки с едой и консервами, горят свечи и керосиновая лампа. Очень уютный домик.
И тут обнаружилось, что у меня пропала бутылка с бензином. Догадываюсь, что я могла потерять ее, когда упала на спуске с горы по пути к домику. Сознавая свою оплошность побежала обратно через болота, по маркерам. Но место падения было слишком далеко и уже стемнело. Побоялась, что обратно не найду дорогу. Обидно, что протаскала литр бенза 3 дня, лишний вес.
Ну не беда, сегодня будем готовить на костре, благо кострище и какие-то кривые березки имеются прямо перед палаткой.

День 8
13 сентября

облака над горами. Идти туда нет смысла

Домик-приют Mosdalsbu

оттуда мы пришли вчера

Утром погода испортилась, опустился туман, поэтому пойти по длинному маршруту через горы в Одду нам никак не хотелось, хотя маркировка там есть и нам нужно именно в Одду. Так что мы пошли по короткому варианту - снова спустились к озеру Рингедалсватнет, прошли через дамбу и вышли на туже парковку, откуда стартанули 3 дня назад. Круг замкнулся.
Красота нереальная. Ниже какой-то высоты появляются березово-осиновые леса, все желтые, здесь настоящая осень. В одном месте остановились на час чтобы наконец-то наесться черники, очень крупной.

рыбацкий домик на другой стороне озера

ледник Фолгафона и желтое дерево

спуск вниз

деревья растут на полочках

хорошо иметь домик с таким видом

собираем чернику

еще собираем чернику

стрекоза

дамба Ringedalsvatnet

Пройдя немного вниз по дороге застопилась машина с немецкой парой, которая довезла нас прямо в наш кэмпинг в Одде. Мы там помылись, пообедали и пошли добираться к следующему нашему маршруту в 15 км севернее Одды.

Об этом в следующей части...

Отправить новый комментарий

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
велосип_д:
VVV.RU Tour.Crimea.com - Лучшие крымские сайты. Показано место в Рейтинге, число хитов за сегодня и хостов за сегодня TOP100 украинского туризма